Человек долга

Источник: www.1ktv.ru

  Биографии пишутся чаще всего после смерти. Особенно те их страницы, которые посвящены отношениям героев с презренным металлом. Майкл Джексон не исключение. Вслед за сногсшибательным сообщением о ночной смерти короля поп-музыки появилась сенсационная утренняя информация о долгах, оставленных певцом. Надо сказать, огромных - около 500 миллионов долларов, если верить The Wall Street Journal. Впрочем, и активы у артиста были немалые. Финансовые документы двухлетней давности свидетельствуют, что тогда при долге в 331 миллион долларов состояние Майкла все-таки весило 567,6 миллиона долларов, включая его калифорнийское поместье, долю в каталоге издательских прав, набор коллекционных автомобилей и целую кунсткамеру произведений искусства и невероятно дорогих вещей. Неспроста же каталог проанонсированного не так давно аукциона частных вещей певца был назван "Сокровища Джексона". Особенно коллекционеров поразили многочисленные короны поп-кумира и его настоящий царский трон... Однако аукцион так и не состоялся, да и певца уже больше нет в живых. И запестрели звездные подробности, о которых раньше массмедиа не торопились сообщать. В частности, выяснилось, что в последнее время Джексон пребывал в панике из-за своего аварийного финансового состояния. И такая аховая ситуация сложилась далеко не в одночасье.

Доходы - в расходы

Последние двадцать лет Бэмби - как любовно называли своего кумира поклонники - жил явно не по средствам. Это было особенно заметно на фоне первой половины карьеры певца, которая была организована с четкостью швейцарского хронографа. После невероятного успеха Thriller, самого продаваемого в мире поп-альбома за всю историю, и триумфа Bad, другого диска Майкла Джексона (их совокупный тираж - более 100 миллионов копий!), певец заключает в начале девяностых контракт на 65 миллионов долларов с компанией Sony. Незадолго до этого поп-звезда проявляет чудеса предприимчивости, приобретая за 47,5 миллиона долларов у фирмы ATV Music права на 251 композицию Beatles. Заодно идут в этом бесценном каталоге права также на шлягеры Боба Дилана, Элвиса Пресли, Эминема… В общем зачете более 300 тысяч наименований. Как прокомментирует потом эту сделку парижская Liberation, "певец проявил невероятный нюх, ведь такая "библиотека" стоит в 20 раз больше".

Именно тут-то и началось головокружение от успехов. В 1988 году эксцентричный музыкант стал владельцем ранчо в Los Olivos на северо-западе от Лос-Анджелеса. На ее 1050 гектарах, обошедшихся Джексону почти в 20 миллионов долларов, он решил создать сказочное государство Neverland, где детям запрещено взрослеть. Певец не скрывал, что вдохновляется памятью о легендарном Питере Пэне. Диснейленд отдыхает! На тщательно отгороженной территории как грибы после теплого дождя начали вырастать фантастические карусели, паровые мини-поезда с настоящими железными дорогами, колеса обозрения... Создали даже зоопарк! Сотни человек обслуживали этот оазис детства, где единоличным правителем являлся бывший чернокожий мальчишка, захотевший стать белым.

Если любовь к чужим детям не профессия, она бывает чревата самыми непредвиденными последствиями. Такова аксиома. И очередное доказательство ей - произошедшее с Майклом Джексоном в 1993 году. Когда такого трогательного Бэмби в первый раз попытались обвинить в педофилии, он откупился, переведя на банковский счет семьи тринадцатилетнего мальчика 22 миллиона долларов. Казалось бы, такие расходы что слону дробина при гонорарах Майкла и весомых "потиражных", получаемых им от звучания на всех континентах его композиций. Однако, как позднее признается источнику The Associated Press один из финансовых управляющих Джексона, певец каждый год тратил на 30-40 миллионов долларов больше, чем зарабатывал. Только мифический рог изобилия способен быть неиссякаемым. В случае с "вечным ребенком" приметы скорого печального бюджетного финала стали появляться с пугающей частотой.

В первый раз о денежных проблемах марсианина от рок-бизнеса публично заговорили в середине девяностых. После того как Джексон неожиданно для многих уступил в 1995 году за 95 миллионов долларов компании Sony половину каталога, ранее приобретенного им у ATV Music. Несколько лет спустя под оставшуюся в его руках другую часть музыкальной библиотеки - включая и права на его собственные композиции - певец, оказавшийся больше мечтателем, чем бизнесменом, получил у Bank of America кредит в 200 миллионов долларов. Майкл надеялся покрыть его из доходов от продажи Invincible, нового альбома. Однако тот никак не оправдал своего громкого названия: "Непобедимый" вовсе таковым не оказался. Диск, ушедший в количестве всего-навсего 2,1 миллиона экземпляров, провалился. То ли запал у мастера был уже не тот, то ли более юные соперники умело ему подражали и в конце концов безжалостно поджали. Словом, тут-то и начнется, как скажут позднее биографы Майкла Джексона, его "долгий и упорный спуск в ад".

"Он был более не в состоянии управлять собственными капиталами", - скажет о Майкле Джексоне конца девяностых Элвин Мэлник, артистический экс-агент певца. "Он жил в вечном поиске денег и при этом тратил их с неподражаемой легкостью на любую чепуху: неухоженные виллы, фальшивый антиквариат, бесполезные перелеты на самолетах, какие-то безумные игрушки, - вспомнит другой его бывший сотрудник. - Самый частый вопрос, с которым он обращался к своему ближайшему окружению во время путешествий, это: "Нет ли у вас с собой наличных?" Певец был способен моментально зажечься любой понравившейся ему идеей. Вспомнить хотя бы, как Джексон азартно делал фильм Ghosts - "Призраки" - совместно с автором мистических бестселлеров Стивеном Кингом. Только на кастинги - разрекламированные, но непродуктивные - ушли астрономические суммы. Ради того чтобы Марлон Брандо появился на несколько минут на пробе, этому "священному монстру" Голливуда Бэмби отвалил из собственного кармана целый миллион долларов.

В довершение всех бед в 2003 году певца вновь обвиняют в "сексуальной агрессии в отношении несовершеннолетнего", опять же - что за цифра такая фатальная! - тринадцатилетнего мальчика. Два года длится процесс, стоивший Майклу миллионов долларов адвокатских гонораров и закончившийся оправданием Джексона. "К 2007 году у него было 270 миллионов долгов при 20 процентах штрафных годовых", - пишет про поп-звезду The New York Times. Желая побыстрее "отбить" свои деньги, Bank of America переводит получение от певца денег по кредиту на компанию Colony Capital, специализирующуюся на торговле недвижимостью. Она не скрывает, что стремится побыстрее перепродать культовое поместье Джексона Neverland. Допустить такого святотатства Майкл не в состоянии. В 2006 году он добивается рефинансирования своего долга и впредь старается аккуратно выплачивать по ипотеке Neverland. Но длится это недолго, в марте прошлого года выплаты по спасению заповедника Питера Пэна опять не поступают вовремя. Это означает только одно - скорое банкротство.

Чтобы избежать окончательного крушения, Джексон хватается за любую соломинку. В его случае таковой оказывается аравийская верблюжья колючка. Сын короля Бахрейна давно балуется пением и сгорает от желания записать собственный диск. Почему бы и нет? Бэмби обещает не только помочь в этом нефтяному принцу, вступившему в возраст Христа, но и соглашается самолично написать его биографию. За что и получает от Абдаллы бен Хамада Аль Халифы семь миллионов долларов. В качестве аванса. Кроме того, когда по приглашению этой особы голубой крови Майкл Джексон, отбеливший свою кожу тоже почти до голубизны, прибывает в Бахрейн, Аль Халифа принимает поп-кумира поистине по-королевски. Так, если верить адвокатам бахрейнца, "властитель пустыни" отстроил Бэмби персональную звукозаписывающую студию, подарил ему Rolls-Royce стоимостью 180 тысяч фунтов стерлингов… Однако после года самого тесного общения с арабским набобом певец в пожарном порядке пакует чемоданы и возвращается в Калифорнию.

Афронт! Аравийские принцы, ставшие записными бизнесменами, такого не прощают. "Я рассматривал эти платежи как инвестиции в потенциал Майкла, - возмущался шейх Аль Халифа в заявлении для британского суда. - Он сказал мне, что все возместит посредством итогов нашей совместной работы".

Любопытно, что у Джексона была совсем иная трактовка событий, произошедших с ним на берегах гостеприимного Персидского залива. Певец уточнил, что не заключал никаких сделок в Бахрейне и что речь при контактах с шейхом шла не о финансировании какого-либо проекта, а исключительно о подарках, которыми хотел порадовать его знатный поклонник. Дескать, дружба это понятие по определению бескорыстное. Зачем тогда именно из королевской бахрейнской казны были оплачены его судебные счета на втором процессе по обвинению в педофилии? А это ни мало ни много 2,2 миллиона долларов…

Теперь, после внезапной смерти поп-звезды, эту долговую статистику можно было бы воспринять как неуместный цинизм. Если бы не одно но: подавляющее большинство "благодетелей" Джексона продолжают требовать от родственников певца возвращения его долгов. Даже бывший кардиолог Бэмби Конрад Мюррей после гибели Майкла от остановки сердца требует у семейства Джексон якобы причитающиеся ему 300 тысяч долларов за профессиональные услуги. Казалось бы, венец абсурда! Но, как уверяет эскулап, в свое время Джексон, не любящий формальности, не подписал полагающегося по такому поводу контракта. Так что теперь пришел черед отвечать родственникам!

Таланты и наследники

Впрочем, Майкл, несмотря на свою заметную отстраненность от реальной жизни, начал перед смертью понимать плачевность положения, в которое он попал. Ему надо было срочно приниматься работать на полную катушку. Тем более что с 1997 года он не гастролировал, а с 2001 года не записывал альбомов. В марте этого года продюсерская компания AEG Live сообщила, что выступает организатором 50 концертов Джексона на знаменитой лондонской площадке О2. Первое шоу под названием This is it - "Вот оно" или "Пора начать" - должно было пройти 13 июля. Причем сначала было запланировано всего десять концертов, но так как билеты на них были мгновенно распроданы, решили продлить турне. Оно, только по самым заниженным оценкам, могло принести поп-звезде до 400 миллионов долларов. Заговорили даже о том, что при таком спросе Майкл может дать в одном лишь Лондоне 100 концертов… Даже Мадонна и U2 не способны заработать больше. Но вышло все иначе. Те, кто уже приобрел билеты, сперва бросились их сдавать, но потом - и это абсолютное большинство - решили сохранить их как бесценный сувенир.

И вообще: сама по себе смерть Джексона основательно встряхнула хит-парад Billboard - официальный музыкальный чарт США. Продажи альбомов певца поднялись как на дрожжах. То же самое произошло и в других странах. Другое дело: покроет ли это долги Майкла и сможет ли принести какие-либо доходы его родным? Детям прежде всего. У Бэмби их было трое: двенадцатилетний сын Принц Майкл и одиннадцатилетняя дочь Пэрис Майкл от австралийской медсестры Деборы Роу и семилетний сын Принц Майкл II от неизвестной суррогатной матери. Как заявил от своего имени и от имени супруги Кэтрин Джозеф Джексон, отец певца, "мы одни имеем полномочия распоряжаться имуществом и обязательствами нашего сына и его детей". Легко сказать! Тем более что бывшая жена певца Дебби Роу никогда не скрывала, что Джексон, воспитывавший детей от их брака в одиночестве, отнюдь не является их биологическим отцом. По словам Роу, обе ее беременности стали результатом искусственного оплодотворения, имена же доноров не разглашаются.

Кстати, она, сперва заявившая, будто не будет претендовать на часть имущества своего бывшего мужа для обеспечения детей, теперь пошла на попятную и готова ринуться на тяжбу с семейством Джексон. Вряд ли ей что-либо светит. Адвокат Джон Бранка и музыкальный директор Майкла Джон Макклейн обнародовали завещание певца, составленное еще 7 июля 2002 года. Согласно ему собственность Майкла передается в управление фонду Mickael Jackson Family Trust, а опекуном детей назначена Кэтрин, мать певца. В случае, если она будет не способна это делать, запасным бенефициаром названа певица Дайана Росс, давняя подруга Майкла. Имя Джозефа Джексона, отца певца, в завещании вообще не упомянуто.

Словно предвидя возможные дрязги по поводу детей и своих долгов, певец незадолго до смерти записал в студии - специально для своих отпрысков - более ста секретных песен. Если композиции выйдут несколькими альбомами, это будет сенсацией. Только по предварительным оценкам экспертов, гонорары от появления посмертных дисков смогут достигнуть 300-400 миллионов долларов. Причем на этот раз деньги не достанутся ни кредиторам, ни австралийке, торгующей своей утробой... Будучи по натуре своей существом весьма эксцентричным, "эстрадный олененок" Бэмби с помощью своих юристов все-таки сделал так, что "детские доходы" принадлежат только их адресатам и, говорят, даже не будут обложены налогами. Вот такой триллер!