Акелета – два скелета, или О неправильной дикции Майкла Джексона
авторская статья
рубрика: "Музыкальный анализ"
автор: - Elga
источник: mjart.ru
По ее поводу веселятся, видимо, все MJ-форумы, включая англоязычные. Ее упоминает Тараборелли еще в первой книге: мол, с маленьким Майклом все было хорошо, но приходилось много работать над дикцией.
Представим себе: ребенок, впитывающий основы профессии, как губка, умеющий учиться «вприглядку» – просто наблюдая выступления взрослых артистов. Снимал на лету всё: движения, интонации, манеру держаться. Но вот никак «не мог» научиться петь с нормальной дикцией. При том, что в интервью всегда говорил чисто.
Дальше еще загадочнее. В начале 80-х он начал заниматься с вокальными педагогами. (Я не знаю, был ли Сет Ригс его первым и/или единственным педагогом, но это не важно: все педагоги по вокалу ставят ученикам дикцию, потому что от нее зависит формирование вокального звука.) Занятия принесли заметные плоды: к 1987 ему замечательно «раскрыли рот», расширили диапазон голоса и научили дышать так, что стало возможным знаменитое совмещение пения и танца в концертах. Но вот дикции его педагог так и не научил. Ну никак. «Амбе, амбе, щамо!»
А послушаем, как он замыкает слова в Childhood: там в каждой строчке трудные окончания. И… идеально. Мягко, естественно и совершенно отчетливо. Сравнить с нашими попсовиками: их убедили, что замыкать согласные зачем-то надо, и вот они поют конец строчки с лирическим затиханием, а потом выстреливают согласный в микрофон. Особенно смешно получается с шипящими: «И когда с ним за руку идё… ШЬ! То счастливей в мире не найдё… ШЬ!» Вы представляете, как бы звучала Childhood, если бы Майкл пел все “youth”, “things” и “dreams” в такой манере?..
Слушая сейчас песню, прославившуюся «плохой дикцией» – Man In The Mirror — я вынуждена признать, что вокальная дикция Майкла здесь безупречна. Да она просто брильянтовая! Более ясная и энергичная, чем разговорная — так и должно быть. Все гласные хорошо различаются, но не «пестрят». Каждый согласный проговаривается чуть ли не по канонам Малого театра: «близко», четко и при этом естественно.
Но это ничуть не мешает Майклу спеть текст «make a difference» так, что слышится «п-к-т-к».
Таким образом:
1) у него «плохая дикция» с детства, но говорит он чисто;
2) он доводит до блеска любые детали песни, кроме дикции;
3) в общем и целом «плохая дикция» – смазанные слоги, обрывы окончаний — царит в «черных» по стилю песнях, но бесследно исчезает в «европейских», то и другое не зависит от авторства;
4) в одной и той же песне могут сочетаться безупречно ясное произношение звуков и разного рода искажения слов.
Что это может означать?
На поверхности лежат три версии.
1.«Не умеет петь четко».
Ну… явно не тот случай.
2.«Выпендривается». То есть, извините, «Намеренно допускает неправильное произношение, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность».
Это смешно. Подчеркивать индивидуальность Майкла Джексона такими дешевыми приемами — все равно что обклеивать статую Свободы пайетками, а то вдруг не заметят.
3.«Стилизует произношение под черный сленг».
Чтобы быть в этом вопросе уверенным, надо хорошо знать, как звучит этот самый черный сленг. Но я не могу поверить в эту версию. Стилизация возможна в определенных ситуациях, в отдельных песнях, для создания конкретного образа, и это действительно происходит в Bad. Но вообще-то регулярное использование «уличного» произношения на большой сцене обычно выглядит очень вульгарно. В вульгарном пении Майкла не упрекали никогда. Кроме того, мне почему-то трудно представить себе «уличное» произношение, похожее на то, что происходит в Man In The Mirror.