Портрет, не имеющий никакого отношения к мистике...

http://i030.radikal.ru/1005/85/8895028edf70.jpg
Фабрициус. Автопортрет . 17 век. Голландия.
Несколько месяцев назад я встретила пост на одном из далеких сайтов, где впервые увидела этот портрет. Портрет молодого человека, написанный несколько столетий назад , который удивительным образом кажется портретом Майкла Джексона. Ну и что тут еще можно сказать, в самом деле? Так подумала и я после первого просмотра фотографии. Не знаю почему, этот портрет не давал мне покоя, я не могла его, думала о нем, вернулась на ту страницу и скопировала его. Нет, я не сторонница метемпсихоза. И я никоим образом не допускаю той мысли, что этот портрет  является доказательством присутствия Майкла на этой планете в прежние эпохи, о чем многим из нас уже приходилось читать.
В этом портрете, который ,на самом деле , является автопортретом голландского художника, жившего в середине 17 века, лично меня больше всего удивило необыкновенное сходство характерных черт лица. В самом деле, у обоих одинаковый овал лица, угловатые скулы, губы полные  и под нижней губой хорошо просматриваются лицевые мышцы, что всегда было характерным для лица взрослого Майкла . Удивительно то, что мощный подбородок  разделен выразительной ямочкой, которая, по мнению тонких ценительниц мужской красоты, придает  мужчине присутствие детскости и трепетности в лице мужчины.  Очень похожим кажется крупный нос, который направлен не вдоль лица, а скорее смотрит вперед. Тонкие брови, очерченные взлетающими дугами подчеркивают выразительные , очень большие темные глаза, взгляд которых не только притягивает к себе, но и заставляет еще больше удивиться: похожими могут быть черты, но выражение глаз - это просто невероятно. Хотя, почему? Ведь перед нами  два художника, которые избрали для себя поприще всматривания в этот мир, людей в нем, всматривания в красоту этого мира и в его несовершенство... Романтическая широкополая шляпа модели 17 века, которая отбрасывает тень на лицо, напоминает нам о неизменном атрибуте Майкла - его черной федоре, с которой он нигде не расставлся. Ну и, конечно же, перчатки...Нет, их нет на портрете, но ведь они были необходимы в ту далекую эпоху , поскольку были не только предметом туалета, но и практической необходимостью.
Когда я впервые увидела этот портрет, я сразу проидентифицировала его с соответствующим портретом Майкла. Майкл много раз менял свой имидж. От альбома к альбому, от эпохи к эпохе. Когда я захотела узнать немного больше о том, художнике, который изобразил себя на холсте и обратилась к поисковику, то обнаружила, что кто-то уже попробовал сопоставить картину с фотографиями Майкла. По крайней мере, было сделано две таких попытки. Обе относятся к графическому черно-белому варианту автопортрета. И оба сопоставления показались мне промахами.

http://s001.radikal.ru/i194/1005/0d/8af8a24c759f.jpg

http://s001.radikal.ru/i194/1005/69/07440e547b46.jpg

Нет, это не тот образ Майкла, который мы знаем по эпохе Dangerous, когда Майкл стал больше прятать лицо за нависающими кудрями, и это не тот возмужавший Майкл времен эпохи HIStory, который, думаю не ошибусь, если скажу, что его взгляд утратил романтическую дымку, присущую эпохе Bad. Такого Майкла , романтического юношу с длинными волосами и неизменной в повседневности широкополой шляпе, впервые публика увидела с наступлением эпохи Bad. Что почти абсолютно соответствует  возрасту обоих. Художнику на картине примерно 26-27 лет, Майклу - 30.
Что еще не давло мне покоя в этом  живописном портрете? Сравнение его с портретами, которые были написаны для Майкла. Хотя многим нравятся  живописные портреты Майкла, среди них нет ни одного, который мог бы претендовать на то, чтобы считаться подлинным произведением искусства. За исключением работы Уорхолла, которая, бесспорно, является работой великого художника, но при этом не имеет никакого отношения к искусству портрета. Да это и понятно, ведь цели, которые преследовал Уорхолл, создавая попарт, имеют отношение к восприятию массовым потребителем того или иного торгового бренда, а Майкл был таковым уже в самом начале 80х, почти никак не связанного с той личностью, которая за этим брендом стоит... Что касается остальных художников, работавших для Майкла, то все их портреты имеют чисто прикладной, декоративный характер  - предназначены для украшения интерьера, в котором Майкл проводил большую часть своего времени. Картины Нордала имеют жанровый характер, призванны воплотить ту или иную идею Майкла, выразить его жизненное кредо, поэтому  в позировании Майкла не нуждались. Конечно, внешнее узнавание модели было необходимым условием, но, тем не менее, к портретному жанру не имеют никакого отношения.
Здесь возникает вопрос: а нужен ли вообще этот старый, уже почти совершенно забытый жанр портретирования? В эпоху, когда существуют приспособления, способные мгновенно запечатлеть  модель со всеми  присущими ей характерными черточками? И способны ли современные художники передать то, к чему во все времена было призвано живописное искусство - передать не только внешние, но и внутренние особенности личности? Каждый выбирает для себя ответ на этот риторический вопрос. Для меня очевидно, что на это была способна только та школа, которую принято называть ''старыми мастерами'', и которая ушла также безвозвратно вместе с теми великими эпохами, которыми она  была порождена. В первую очередь, это Ренессанс, когда рождается само понятие человеческой личности и , соответственно, появляется потребность в ее запечатлении. Не случайно, что среди всех эпох, Майкл выбирал именно Ренессанс и Микельанджело, как его апогей.
Хотя  портрет художника , строго говоря, не имеет ни малейшего отношения к Майклу Джексону, я не могу избавиться от наваждения, что этои есть портрет Майкла Джексона, самый лучший его портрет. Помимо тех черт , присущих внешности Майкла, в нем есть нечто большее, что заставляет меня так относиться к этому произведению. В нем лично я вижу душу Майкла. Его тонкую, трепетную, мягкую , поэтичную натуру, которую не в силах были запечатлеть ремесленники-современники. Я не знаю, видел ли сам Майкл когда-нибудь этот портрет, но, возможно, увидев его он мог бы сказать : '' Себя, как в зеркале я вижу, и это зеркало мне льстит...'' Почему я так уверена? Потому что, прежде, чем начать думать о том, что все это может стать материалом для полноценного поста о Майкле, я проводила своеобразный эксперимент.  Неоднократный. Он заключался в том, что , сначала я показала его троим людям, каждому в отдельности, которые , прямо скажем, не разделяют нашего с вами увлечения личностью и творчеством Майкла Джексона, которым при одном упоминании его имени хочется бежать из комнаты и включить что-нибудь менее актуальное. Удивительна была реакция этих людей. У всех одна и та же. Я говорила: '' Смотри, что я тебе покажу.'' В ответ, без малейшего интереса : ''Ну и что? Еще одна фотография Майкла Джексона.'' Видите? Нет НИ МАЛЕЙШИХ сомнений в том, что это не Майкл.  Тогда я очень спокойно говорила: '' Нееет, что ты. Это портрет художника середины 17 века.'' И что вслед за этим следовало? Невероятный интерес к изображению, сопровожаемый всплеском эмоций: ''Дааа? '' Пристальное рассматривание черт лица с явной попыткой найти то, что указывало бы на НЕПОХОЖЕСТЬ. Во время рассматривания блаженная улыбка не сходит с лица. Люди буквально переживают шок, который, возможно, ни один майкломан не способен пережить в силу того, что лицо Майкла кажется ему настолько близким, что никакой авторитетный живописец не может придать ему ни большего благородства , ни красоты запечатленной души. Кажется, что люди, далекие от Майкла , с большей охотой принимают  его внешность, именно внешность, Майкла через старинную живопись. Положительная реакция увеличивалась, когда я показывала фотографию Майкла, которая по-моему мнению, наиболее соответствовала портрету. Люди, словно завороженные, смотрят на обоих мужчин, переводя взгляд справа налево и обратно...   Такая реакция показалась мне неожиданной. Я спрашивала себя, чем вызвана именно такая реакция. Как мне показалось, ответ лежит все в том же клишированном мнении, что у Майкла была нестандартная, неестественная внешность. Кому из нас она кажется такой? И когда они видят кого-то, кто жил очень давно, до расцвета  и популярности лицевой хирургии, и мог иметь очень похожую внешность, заставляет этих далеких от личности Майкла людей , умилиться и помягчеть сердцем. Они его ''принимают''. И вся та шелуха, которая налипла на лицо Майкла под живописным пером таблоидных борзописцев, вмиг отпадает, и лицо Майкла, по волшебной палочке (кисти) старых мастеров получает свою неожиданную и полную реабилитацию. То, что не могли сделать все ваши  пылкие речи и эмоции , присущие адвокатам Майкла, сделало искусство. Сделало то волшебство, которое присуще настоящему искусству, и которое больше всего в этой жизни любил Майкл. Попробуйте, проверьте . Проведите эксперимент с вашими близкими или знакомыми. Думаю, что вам не понадобится больше слов.
Когда я готовила этот пост, уже давно, мне не хотелось посылать его, как нечто информативно-занимательное. Поэтому мне хотелось добавить в него стихи. Сама я не пишу стихов, поэтому я послала в одно  '' Хорошее сообщество '' , в котором любят искусство, старинный портрет  с просьбой  написать к нему стихи. Я ни словом не обмолвилась о том, что для меня он имеет хоть какое-то отношение к Майклу Джексону.   Опять же, реакция тех, кто ответил  на размещение  живописного произведения, была для меня удивительной. Ее можно поделить на две группы. Первая группа людей, которые стихов не прислали, воскликнула: ''Как же похож на молодого Майкла Джексона ''.  Другие не восклицали, но стихи написали. Я выбрала одно семистишие. Хотя я точно знаю, что автор, пожелавший скрыться под именем Анонима, поэтому я и не публикую его ник, никак не связывал имя Майкла с портретом молодого мужчины, строки самым невероятным образом соответствуют его образу  и тем чувствам, которые мы все испытываем , всякий раз остановившись взглядом на любимых фотопортретах ... Стихи по-настоящему тронули меня в первый раз и продолжают вызывать слезы  до сих пор при каждом прочтении. Единственное, чего им не хватает - это завершенности - не хватает восьмой строки. Я пробовала  '' родить '' что-нибудь подходящее для того, чтобы в конце можно было поставить точку вместо многоточия, но отказалась от всех получившихся у меня вариантов. Надеюсь, что кто-нибудь это сделает лучше  и тогда я ее добавлю .
Если этот , довольно-таки бессвязный, пост нашел какой-то отклик в вашем сердце...

http://s15.radikal.ru/i188/1005/76/c513deceb062.bmp

Я - плакала, увидев Ваш портрет;
Вам - так к лицу - улыбки тень и шляпа,
что слёзы - сами - начинали капать,
напоминая - Вас со мною нет...
Мой милый друг, минуют сотни лет -
плывя, скользя, ступая мягкой лапой,
но - будет юн - художник и поэт...

http://i066.radikal.ru/1008/12/16e3aefa5cc4.jpg

Оригинальное фото Майкла , перевернутое в зеркальное изображение. 1988 год.

Источник : http://my.mail.ru/community/korolofpop/DE0D7C87899DED7.html

Отредактировано SimkaMJvit (07.08.2010 17:05:15)