Мастер загадочности
ШБ: Ну что ж, хотелось бы затронуть тему, которая может оказаться решающей для этой книги. Из всего, что я о тебе понял, должен сказать, что никто не сравнится с тобой в понимании силы тайны. Другими словами, в иудейской религии очень велико значение тайны. Пророк Исаия сказал, что у ангелов, серафимов, шесть крыльев. Почему шесть? «Двумя закрывал каждый лицо свое‚ и двумя закрывал ноги свои‚ и двумя летал» (Исаия 6:2). Не чудесно ли это? Ангелы так скромны, так таинственны, что они покрываются своими крыльями.
МД: Это красиво.
ШБ: Я широко писал об этом в своих книгах, Майкл. Тайна – одна из принципиальных составляющих того, что я советовал бы переживать в любых взаимоотношениях. Святое – всегда таинственно. Оно всегда покрыто. И писания Торы, Библейские писания, из которых мы читаем в синагоге, сохраняются в прикрытом и спрятанном под несколькими слоями покрывала виде, в ковчеге, за занавесью и дверьми. Чтобы увидеть их, надо убрать по крайней мере три предмета. Точно так же, когда встречаются Ребекка и Исаак, ещё до того, как они поженятся и вообще полюбят друг друга, первое, что делает Ребекка – покрывает своё лицо. То же самое делает Моисей при виде горящего куста. Что он делает? Он отворачивается и скрывает лицо, чтобы не смотреть на Бога.
МД: Мне нравятся эти истории.
ШБ: Так что в Библии тайна очень важна. Я никогда не встречал никого, кто так понимал бы силу тайны. Я сейчас назову тебе несколько примеров и хочу услышать твой ответ. Первое. Мои дети гуляют по Неверлэнду. Там везде конфеты. Моим детям это нравится, потому что они никогда не видели, чтобы везде были автоматы для попкорна и ваты, и так как это кошерная еда, они едят и то и другое. И хотя Принс и Пэрис окружены всем этим, ты говоришь им: «Нет, вы сможете всё это поесть только в день рождения». Грэйс говорила, что им нельзя кататься на качелях и на всех этих аттракционах, чтобы они не пресытились ими. И сколько бы раз мы ни ходили в магазин игрушек Шварца, Принс может купить игрушку, но ему приходится ждать, чтобы её открыть. Когда дело касается твоей карьеры, ты особенно хорошо используешь магию тайны. Вот как сейчас, я вижу всех этих новых артистов, N'Sync и даже Бритни Спирс (с которой мы с Майклом однажды встречались в его номере в отеле), я смотрю на них в вечернем развлекательном шоу, слышу их интервью и говорю: «Чёрт возьми, какие же они недальновидные. Надо делать как Майкл. Вас никогда не должно быть слишком много». Но они не могут, потому что им так сильно нужно внимание, что они не могут приостановиться.
Так вот, я хочу спросить тебя о двух вещах. Расскажи о загадочности, что это значит для тебя, и как тебе удаётся сдерживаться, зная, что тебя хотели бы видеть гостем каждого телешоу? Понимаешь, да нас сейчас осаждают просьбами пригласить тебя в каждое американское шоу, чтобы взять у тебя интервью. Как ты можешь, откуда эта самодисциплина? Особенно мне важен твой ответ, Майкл, потому, что ведь твои недоброжелатели будут критиковать тебя, говоря: «Майкл – дитя, он ведёт себя как ребёнок» - в то время как единственное определение зрелости, с которым все соглашаются, подразумевает умение оттянуть удовольствие. В то время как другие люди ведут себя импульсивно, ты терпелив и ждёшь, понимая, что всему своё время, а это уважаемый всеми признак зрелости и самообладания.
МД: Спасибо.
ШБ: Вся твоя карьера на этом построена, и я это говорю не для того, чтобы тебе польстить. Это правда, я этим восхищаюсь. Так расскажи мне о загадочности. Откуда ты это знаешь, откуда это в тебе, эта сила скрытого?
МД: Ты так наблюдателен! Я поражаюсь тому, как ты замечаешь детали. Хм, я учился… Я люблю психологию, волшебство, я люблю… люблю настоящую красоту. Люблю настоящий талант. Я люблю таинственное, люблю такую красоту, что невозможно её осознать. Знаешь, что мне нравится в комете Галлея? Комета Галлея, я всегда это говорю своему адвокату, комета Галлея не более загадочна, чем луна или солнце. Но мы поднимаем вокруг неё шумиху, потому что видим её раз в жизни, и все выходят, чтобы на неё посмотреть. Все – астрономы, любители, другие люди. А это просто штука, которая наматывает круги в солнечной системе. Но ты видишь её лишь однажды. Если бы это происходило каждый вечер, никому бы не было до неё дела, но для меня луна не менее чудесна. Я всегда рассказываю об олене и кошках с собаками. Многие выходят: «Вон там олень! Там!» Он ведь застенчивый, всегда прячется. Увидеть оленя – событие. И я хочу сказать, я ценю то, как люди выражают признание выдающимся способностям, но всегда говорю – мне не важно, являешься ли ты самым талантливым человеком на планете – если ты появляешься на экране каждый день, люди устанут от тебя до рвоты. Нужно знать, как подыграть своей аудитории. Это нужно знать, правда, Шмули. И это не просто игра. Для меня это настоящее, настоящее. На самом деле.
ШБ: Откуда ты это знаешь? Ну, меня, допустим, этому научили. Я написал об этом в куче книжек, но мои размышления на эту тему развивались от мыслей и откровений других писателей, мыслителей, философов, и так далее.
МД: Если ты таинственен, люди будут больше тобой интересоваться, да.
ШБ: Ну вот смотри, если женщина постоянно ходит с обнажённой грудью, никто не будет хотеть увидеть её грудь.
МД: Это так.
ШБ: Но если она обнажает её изредка, это волнует. Это и есть эротика.
МД: Правильно.
ШБ: Но если каждый день…
МД: Ну да.
ШБ: Ты приезжаешь в африканское племя, где все женщины ходят топлес, и тебе всё равно.
МД: Это ничего не значит. Надо оставить простор для фантазии. Я в это верю, а люди все одинаковы.
ШБ: Тебя кто-нибудь этому учил?
МД: Нет. Нет, я просто смотрел… я учился у природы, учился, знаешь, просто наблюдая, серьёзно наблюдая. И хмм, вот ты говоришь кому-нибудь, ты говоришь: «Вот шесть дверей. Можешь открыть любую из них. Но пятую – пятую не открывай. Не открывай пятую дверь, ни в коем случае». И конечно, любой человек скажет: «А что там, за пятой дверью?» - ведь за ней большая тайна. И вот каждому хочется открыть тайну пятой двери, потому что, понимаешь… Мне это нравится, и это не игра, мне просто хочется, чтобы люди ценили талант, способности. Я записываю альбомы раз в пять лет. Другие могут записывать раз в год, а мои альбомы распродаются больше, чем альбомы других артистов. Люди их ждут. Знаешь, это как взрыв, когда выходит альбом. (Майкл тогда работал над завершением Invincible). Как лихорадка, они ждут, ждут… Ожидание очень важно.
ШБ: А что ты скажешь о тайне, которая заставляет нас подольше наслаждаться открытым? Это имеет что-то общее с тем, что если ты что-то скрываешь, люди вдруг начинают это хотеть?
МД: Я просто люблю, я по-настоящему люблю силу, скрытую в тайне, правда. Думаю, она могущественна.
ШБ: Она духовна? Какая она?
МД: Это имеет отношение к духовности. Видишь ли, люди вызывают в воображении все эти идеи, они сами их творят. Они сами придумывают то, что происходит. Знаешь, о Говарде Хьюзе говорили, что он вот там, это его отель, но он не выходит с того этажа, не спускается вниз. Он там, в темноте, в глубине своей кровати, с длинными ногтями и волосами, прикованный к капельнице. Так что мозг может придумать Бог знает что, и мне это нравится. Мне нравится Говард Хьюз за то, что он сыграл эту шутку. Знаешь, для меня он один из моих наставников. Не знаю почему, но это первый раз, Шмули, когда я признаюсь в том, что я люблю Говарда, что он гений.
ШБ: Почему? Из-за того, что он знал, насколько сильна тайна?
МД: Как сыграть на людском любопытстве, да. Он знал, как заинтересовать публику. П.Т. Барнум тоже был в этом хорош.
ШБ: Только ли здесь дело в удалении с глаз публики? Так ли это просто? Например, вышла книга, которая называется «Правила», и я два раза выступал против людей, написавших её. А они говорят, что способ, которым надо заставить парня жениться на тебе – это притворяться недотрогой. Он тебе звонит, а ты говоришь: «Прости, я бы с удовольствием пообедала с тобой, но слишком занята». Он оставляет тебе сообщения на автоответчике, а ты никогда не перезваниваешь. Слышал об этой книге? Она очень спорная. Легко ли это? Я убеждённый противник таких «Правил», потому что уверен, что манипуляции – это худший подход к отношениям, что есть альтернатива, а именно, когда женщина задействует своё естественное загадочное обаяние.
МД: Нет, я не совсем согласен. Это зависит от конкретного человека.
ШБ: Но то, о чём ты говоришь, о том, что это становится игрой на публику – так ли это легко, как скрыться, чтобы им захотелось ещё? И придумывать способы, как ты потом откроешься?
МД: Нужно правильно выбрать момент, знать, что делать в следующий момент. Например, ты никогда не был на церемониях награждения в качестве того, кто говорит: «На эту номинацию выдвинуты…» А меня просят появляться на каждом шоу. Сейчас уже даже не просят. Они знают, что я этим не занимаюсь. Или, там, вести шоу, или чтоб вышли и сказали, вроде: «А дальше… Майкл Джексон представит лучший альбом года!» Я никогда не выйду и не стану объявлять номинантов. Я этим не занимаюсь. Они знают, что меня не стоит и просить. Это не то, что я стал бы делать.
ШБ: Ты никогда не будешь делать то, что ставило бы тебя в положение передаточного звена. Ты либо завершающее звено, либо нет. Будут говорить о тебе, но ты не будешь прокладывать кому-то дорожку.
МД: Да, и я не хочу этим сказать, что я святой или Бог или…
ШБ: Но ты не согласен и принижать свой статус.
МД: Я не согласен, я хочу… знаешь что? Тебя должны уважать, понимаешь? Работоспособность и талант, и всё это ради добра, потому что я действительно несу добро.
ШБ: Я согласен с тобой.
МД: Ну правда. Я стараюсь спрятать и сохранить…
ШБ: Из того, как ты научился силе скрытого, между прочим, можно написать ещё одну книгу. Послушай, сейчас в Нью-Йорке, вот как раз сейчас, во время нашего разговора, там есть сотни женщин, которые хотят замуж, а парни не делают им предложение. А знаешь, что одной из главных причин, почему они этого не делают, это то, что у них уже был секс?
МД: Угу.
ШБ: Зачем жениться, если можно жить с ней без предложений? Допустим, ты хочешь занять у банковского служащего десять миллионов, и он говорит: «Вот, Майкл, возьми десять миллионов». Будешь ли ты ему потом говорить: «Ой, а кстати, ты забыл потребовать залог. Вот он»? Ты сам никогда это не предложишь. Ну, ты понимаешь, о чём я? И они, наверное, так и не женятся, а эти женщины приходят ко мне сотнями, плача, пишут письма о том, как они одиноки. Они не знают, как сильна загадочность. Они ложатся в постель на первом свидании; они не знают, как отказать. Мужчинам не приходится их завоёвывать. И кстати, это то, что случилось с Мадонной. Мадонна слишком многое показывала. Она всё ещё знаменита, но не так, как была.
МД: Да, знаю.
ШБ: Дело даже не в том, что она слишком много показала на ТВ и в песнях. Не в том, что дала много интервью. Важнее, что она слишком много показывала своё тело. Она была секс-символом. Люди хотели знать, как выглядит её тело, и она написала ту глупую, низкопробную, отвратительную книжонку, и всё, что надо было сделать – это её купить. Загадка исчезла навсегда.
МД: Согласен, согласен. Абсолютно верно.
ШБ: В сегодняшнем мире всего несколько человек, осознающих могущество загадки. Ты осознаёшь его, потому что в твоей природе есть интуитивная духовность, а это настоящий дар. Потому что это понимание значения тайны, это понимание, как и что делать, чтоб это было вовремя, помогает познать смысл святости. Бог являет себя лишь время от времени, в избранные моменты. Загадка и правильное время – центральные понятия откровения.
МД: Мне это нравится. Это тоже одна из любимых моих тем для размышлений.
ШБ: Как загадочен Бог.
МД: Как загадочен.
ШБ: Его надо искать.
МД: Мы видим только Его чудеса, но никогда – Его лицо, понимаешь? Его можно видеть в детях.
ШБ: И это только увеличивает твой интерес к ним?
МД: Да.
ШБ: Хочешь его найти?
МД: Он делает так, что его хочется искать и найти. Конечно. Мне это нравится. А некоторые просто поднимают руки вверх и говорят: «Для чего это всё? Вся эта Вселенная? И где Он? Я хочу с ним поговорить, и что?» Знаешь, мне это нравится. Он – абсолют. Он - Сущий. Он человек.
ШБ: Да уж, таким образом мы не даём людям скучать. Прежде, чем мы опять перейдём к земным материям, ещё одно. Ты говоришь, что инстинктивно знаешь, что и как делать вовремя, как соблюдать загадочность? Ты просто знаешь?
МД: Да, это правда, Шмули.
ШБ: Не было никакого менеджера, который отвёл тебя в сторону и сказал: «Майкл, ты можешь быть большой звездой. Не перекорми народ своей персоной»?
МД: Нет. Ни в коем случае.
ШБ: Твои братья этого не понимали?
МД: Нет, они не понимали. Они готовы хвататься за всё, сию секунду. Если кто-то говорил: «Я хочу взять у тебя завтра интервью о новом стиле одежды Майкла». – «Конечно!» Им просто хочется мелькать в телевизоре. Думаю, люди гораздо больше ценят, когда ты бережёшь, когда сдерживаешься… понимаешь?
ШБ: Таишься?
МД: Таишься и строишь свой образ, и даёшь себе определённого рода урок, заставляешь людей стремиться к тебе и просто… Я люблю, когда к дому подъезжаешь, а там одни ворота, вторые… и ещё люблю, чтоб в доме были большие, огромные подушки. Никто не знает, что там, за стеной у дороги. Ты видишь только это… И ты начинаешь интересоваться: «Боже, кто же здесь живёт?» Мне это нравится. Знаешь, видно только ворота, и никто не видит хозяев, а мне это нравится.
ШБ: Но ворота в Неверлэнде такие простые!
МД: Простые, как я хотел. Потому что я не хочу, чтоб ворота тебя представляли, это, знаешь ли, где-то даже философский вопрос. Я хотел, чтобы они были такими, ну как, почти как… как же это слово?.. Умммм, не могу подобрать слово. Я хотел, чтобы люди легко распахивали их и сделал их такими старомодными, облезшими, чтобы психологически казалось, что ты действительно приехал на ранчо, а потом, когда ты сворачиваешь, я хочу, чтоб они становились цветными, как Волшебник страны Оз меняет чёрно-белый мир на красочный.
ШБ: Это просто поражает.
МД: Вот! Вот это важно понять в шоу-бизнесе. Если ты открываешь себя сразу же, чем тебе потом удивлять? Если включишь сразу звук на полную мощность, дальше идти уже некуда. Невозможно. Поэтому я всегда это сравниваю с горками в парке развлечений: сначала тебя поднимает вверх, очень высоко, и ты такой: «О Боже, зачем я это делаю?» А потом тебя бросает с высоты вниз, потом ещё немного вверх, и вниз. Человек, придумавший этот аттракцион, настоящий шоумен. Ты уже узнал, каково на вершине, на ровном месте, а потом он поднимает тебя под прямым углом вверх, очень быстро, а потом петля. Он – шоумен! Настоящий. Потому что он знает толк в синкопировании, ритме и структуре, и что имеет значение. Это очень важно для артиста в шоу-бизнесе, а многие теперешние артисты не имеют об этом понятия.
ШБ: Они слишком открывают себя.
МД: Абсолютно. Абсолютно.
ШБ: Как думаешь, то, что ты родился с этим чувством ритма – твоё самое большое благословение в профессии? У тебя просто было естественное чутьё, и ты его осознавал?
МД: Да, да, наверное.
ШБ: То, что ты как бы освоил эту божественную тайну и одновременно осознаёшь силу загадочности – исходит из твоей любви к Богу и его величию?
МД: Да. Думаю, да. Это очень похоже на то, как ты это выразил. Через тебя, Шмули, действует Бог. Это правда. Я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь так говорил, это потрясающе. Бог просто говорит через тебя. Знаешь, у меня такое же ощущение, когда я на сцене. Это то же самое. Я ни о чём не думаю – что я должен делать, как.
ШБ: Ты просто попадаешь в зону, это чувство времени.
МД: Ты это выразил абсолютно точно, приятель. Становишься одним целым с тем, что дал тебе Бог. Вот как разговор – это духовное действие. А там это происходит между тобой и Богом, и аудиторией перед тобой. Как это можно описать? Я имею в виду, как это можно проанализировать? Невозможно. Меня спрашивают: как ты это делаешь? «Ну, я много работаю, тренируюсь». Но дело не в этом.