Как Майкл Джексон боролся с расизмом и кричал за всю Землю?
источник: shkolazhizni.ru
автор: Сергей Курий
Как известно, Майкл Джексон относился к своим песням более чем серьёзно – пытаясь не только развлекать, но и поучать. В его песнях воплотились почти все основные идеалы либеральной тусовки того времени (только про геев Миша так ничего, по-моему, не написал).
«We Are The World» и «Man in the mirror» пропагандировали помощь обездоленным. «Bad» выступал против уличного насилия. Ну, а сегодня мы поговорим о песнях, призванных бороться с расовыми предрассудками и экологическими проблемами.
«Black Or White» (1991)
Сначала самой известной композицией о дружбе людей с разным цветом кожи была песня про черное эбонитовое дерево и белую слоновую кость, записанная в 1980 году дуэтом Пола МакКартни со Стиви Уандером. Через десять лет Джексон написал очередной хит на ту же тему – «Black Or White» («Чёрное или Белое») – более задористый и успешный.
Музыка песни представляла собой настоящую смесь разных стилей. Тут тебе и заразительный гитарный рок-рифф, сыгранный Слэшем из GUNS N' ROSES, и ритмы в духе R'n'B, и рэп, зачитанный в конце Биллом Ботрелли.
Всё это подкреплялось не менее эклектичным и роскошным видеоклипом, который опять напоминал целый спектакль с привлечением массы народа. Так мальца-бунтаря во вступлении сыграл безумно популярный в то время Маколей Калкин – «звезда» фильма «Один дома».
[float=left][/float]
В течение всего клипа Джексон лихо отплясывает с разными народами – индусами, индейцами, полинезийцами и даже русскими казаками (наряженными почему-то в украинские костюмы).
Конец песни – это вообще наглядное пособие по антропологии, где одно и то же лицо плавно меняет свою национальность. Тогда такую технику метаморфоз использовали только в дорогущих блоебастерах вроде второго «Терминатора». Впрочем, и клип Джексону обошёлся недёшево – его бюджет составил 2,6 миллионов «зелёных».
Затраты оправдались – видео пошло на ура, а песня заняла 1-е место. Но не обошлось и без скандала. Дело в том, что полная версия клипа не заканчивалась вместе с окончанием песни. Далее следовала сцена, где Джексон превращается в чёрную пантеру (сразу вызывающую ассоциацию с одноименной организацией чернокожих националистов). Выйдя во двор, Джексон принимал человеческий облик, после чего, ни с того, ни с сего, начинал громить автомобили. Чтобы как-то оправдать такой вандализм, режиссёры с помощью компьютеров добавят на стёкла машин надписи: «Гитлер жив!» и «Ниггер, убирайся домой!».
Сложнее было объяснить сцену, в которой Джексон слишком заигрался со своей промежностью – хватал её, гладил и даже расстёгивал ширинку.
Режиссёр видео Джон Лэндис: «Я заорал: «Стоп!» и спрашиваю: «Майкл, ты что делаешь?» Он: «Я самовыражаюсь». Я говорю: «Майкл, это выглядит странно, не надо этого делать». Он возражает: «Но Мадонна так делает. Принс так делает». Я ему: «Ты не Мадонна и не Принс. Ты Микки-Маус».
...Майкл поворачивается к хореографу, Винсу Паттерсону, и спрашивает: «Ну, а ты что думаешь, Винс?» Винс отвечает: «Мне тоже это не очень нравится». Тогда Майкл говорит: «Давайте позовем Сэнди». В то время менеджером у Майкла был Сэнди Галлин. Сэнди был откровенным педиком – очень яркий гомосексуалист. Сэнди Галлин приходит на площадку, смотрит запись и восклицает: «Сделай это, Майкл! Сделай! Сделай!!» В результате скандальное видео только подогрело интерес, хотя его полную версию до сих пор транслируют только в ночное время.
«Earth Song» (1995)
История одной из лучших песен Майкла Джексона является и одной из самых длинных. Её замысел и воплощение вызревали, ни много, ни мало, целых 7 лет!
Сама идея «Песни Земли» родилась в 1988 году во время гастролей Майкла в Вене. В то время в газетах и новостях постоянно писали и говорили о бедственной ситуации с экологией – о вырубленных амазонских лесах, отравленных нефтью океанах, выжженных войной бесплодных землях... Журнал «Time» вместо привычной статьи о человеке года поместил текст под заголовком «Земля в опасности!».
Даже для творческого человека Джексон был натурой чрезвычайно впечатлительной. И вот, сидя вечером в венском отеле, Майкл почувствовал, как все ужасные экологические картины сливаются воедино. Он представил планету живым существом, которое мучается, которому невыносимо больно – и в его голове раздался тот самый крик, который станет припевом будущей «Песни Земли».
Джексон сразу понял мощный потенциал зарождающейся композиции, и уже летом 1989 года начал серьёзно над ней работать. Его целью было создать одновременно глубокую, простую и цепляющую мелодию, способную достучаться до сердец всех людей Земли. Несмотря на это, замысел всё время усложнялся и обрастал новыми идеями. Поначалу Майкл вообще хотел создать трилогию на 13 минут, состоящую из оркестрового вступления, собственно песни и начитанного стиха, но потом передумал. Тем не менее, точно определить стиль песни (опера? соул? рок?) до сих пор представляется невозможным.
[float=left]
Именно эта поза Джексона так возмутила Джарвиса Кокера.
видео выступления на «Brit Awards»[/float]В работе над этой композицией перфекционизм Джексона достиг апогея. Песня, которая поначалу называлась «What about us» («Что же с нами?») была уже практически готова войти в трек-лист альбома «Dangerous» 1991 года. Но Майкл так её и не включил. Он продолжал работать над звуком, аранжировкой, своим вокалом вплоть до 1995 года, когда она, наконец, вышла, предваряя альбом «History».
Хорхе дель Баррио, композитор, помогающий в работе над «Песней Земли: «Я работал с Майклом над созданием звуков, навевавших ощущение предвещания – звуком, воплощавшим рождение земли, так, как она могла бы звучать тогда, когда зарождалась жизнь, а затем композиция переходила в «Mother Earth» и в «Earth Song», в которой рассказывалось о гибели планеты от руки человека. Майкл чувствовал, что именно эта песня должна помочь спасти мир».
Понятно, что здесь уже сам Бог велел снять эпический пафосный клип. Видео на «Earth Song» снимали аж в четырёх местах – в амазонских тропиках, танзанийском поле, хорватской военной зоне и сгоревшем лесу пригорода Нью-Йорка.
«Песню Земли» да и весь альбом ожидала двойственная реакция. С одной стороны – вышедший в Британии сингл, стал самым успешным синглом Джексона в этой стране. С другой стороны – в США сингл вообще не вышел, а песня практически не звучала по радио.
Продюсер Билл Боттрелл: «Эта песня была антикорпоративной по натуре, она была направлена против насилия над природой, следовательно, подлежала цензуре».
Не стоит забывать и то, что к середине 1990-х годов отношение к самому Джексону кардинально поменялось. Он влип в скандалы посерьёзнее, чем хватание промежности. Его дважды разведут на деньги, обвиняя в растлении несовершеннолетних. Пресса будет муссировать его неудачные браки и странные изменения внешности, а сам Джексон своими поступками и высказываниями будет только усугублять ситуацию.
Его инфантильность и гигантомания многих начнут раздражать. В 1996 году, когда Джексон будет исполнять «Песню Земли» на церемонии «Brit Awards» на сцену выскочит вокалист группы PULP Джарвис Кокер и начнёт издевательски пародировать Джексона. Позже Кокер скажет, что его возмутило, что Джексон в этой песне раскидывает руки, будто он Иисус Христос – мол, совсем ополоумел от своего величия... В ответ Майкл скажет, что движения ему диктует сама песня, а поведение Кокера назовёт «отвратительным и трусливым». И, действительно, вон Мадонна поёт на сцене, откровенно привязанная к кресту, и что-то никто не выскакивает... А как только не называли «Песню Земли» критики – и «помпезной», и «напыщенной», и «безвкусной»! Но песня пережила все нападки, и уж точно до сих пор является самым знаменитым экологическим гимном. Говорят, именно «Earth Song» стала последней песней, которую Джексон репетировал перед своей неожиданной смертью 25 июня 2009 года.