Гусарская баллада
источник: mjj-club.com
автор: Jolli
Майкл Джексон стал поистине уникальным явлением в современной музыкальной культуре, и едва ли найдется тот, кто попробует это оспорить. Он создавал свой собственный неповторимый стиль во всем, к чему обращался его творческий гений. И стиль в одежде не стал исключением - образы, созданные Майклом и его командой были и остаются одними из самых узнаваемых во всем мире.
Одна из самых узнаваемых деталей гардероба Майкла Джексона – его пиджаки, стилизованные под военные мундиры. Причудливо расшитые бисером и золотыми шнурами костюмы Майкла вобрали в себя военные традиции европейских армий за более чем 200-летний период. Когда и почему у Короля поп-музыки появилась страсть к военному стилю – не известно, однако стилизованные мундиры он носил в повседневной жизни, на вечерах и приемах, использовал в концертной деятельности.
Пожалуй, наиболее яркий след в стиле Майкла Джексона оставили мундиры гусарских и уланских полков начала XIX века. Следы своеобразного подражания гусарской форме прослеживаются во многих элементах костюма – от цвета и кроя до мельчайших декоративных элементов. Наиболее характерные примеры - красные и синие военные пиджаки эпохи Thriller, черные - эпохи Dangerous.
Если присмотреться внимательно, то можно найти достаточно большое сходство в различных декоративных элементов на пиджаках Короля поп-музыки и оригинальных мундирах гусаров середины и конца XIX века:
На изображениях ниже мы можем увидеть генерала лейб-гусарского Павлоградского полка в парадной форме времен императора Александра II и стилизованные мундиры Майкла. При этом следует отметить, что черный цвет в данном случае является атрибутом высших офицерских званий, младшие чины этого полка носили форму иной расцветки.
Обратите внимание на рукава костюмов – они неизменно украшены так называемыми гусарскими узлами – обычно такие узлы вышивались на чакчирах (гусарских рейтузах), но в костюмах Майкла они всегда перенесены на рукава, брюки же неизменно остаются лишенными каких-либо декоративных изысков.
Не обошлись костюмы и без скрытых намеков, понятных лишь немногим. В частности, плетеные гусарские узлы были предназначены для офицеров и старших офицеров, форма гусарских узлов для генералов была иной, и скорее напоминала треугольник, как на приведенном выше изображении генерала Павлоградского полка. Точно такие же генеральские узлы мы видим и на некоторых костюмах Майкла.
Потрясающие эполеты, украшающие мундиры Короля тоже не возникли из воздуха. Красивое плетение шнуровки на плечах, там где по статусу должны находиться погоны – не что иное, как креативная переработка гусарских погон начала 19 века, когда они представляли собой плетеные шнурки с узлами, обозначавшими воинское звание их обладателя.
В продолжение генеральской темы нельзя не отметить образ военного-принца перед зеркалом. Здесь весь мундир, чью принадлежность к роду войск или национальной армии определеить не представляется возможным, украшен вышивкой, напоминающей плетение из тонких золотых листочков – точно такими же листочками украшались воротники и рукава генеральских мундиров в российской армии в царствование царя Александра I и войны 1812 года.
Как скупо сообщает нам "Историческое описание одежды и вооружения российских войск», генералам для парада и ношения в установленные правилами дни, как в мирное, так и в военное время в 1808 г. вводится общегенеральский мундир общеофицерского того времени покроя: двубортный из темно-зеленого сукна, с красным воротником, обшлагами и фалдными обкладками, с темно-зелеными рукавными клапанами, с красными на них кантами и золотым шитьем на воротнике, обшлагах, рукавных и карманных клапанах в виде дубовых листьев, а на плечах золотые эполеты.
В завершение этого небольшого истоического экскурса хочется отметить, что, несмотря на ссылки автора исключительно на обмундирование русских гусарских войск, костюмы Майкла более чем интернациональны, хотя бы потому, что и форма европейских армий позапрошлого столетия не имела разительных между собой отличий.