Цвет в одежде Майкла Джексона.
Вся наша жизнь наполнена цветом. Иоханнес Иттен говорил, что цвет — это олицетворение жизни, так как мир без красок представляется нам мертвым. Люди с незапамятных времен придавали особое значение «языку красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, в религиозных и мистических учениях. Мы видим цвет в государственной символике (например, цвета флага), религиозной (зеленый цвет ислама и оранжевый буддизма), политической (красные фригийские колпаки, черносотенцы, коричневая форма отрядов СА), социальной (желтая пресса, движение зеленых), этнической (красна девица, красный угол). Цвет воздействует на нас, нередко минуя зрение. Воздействует так, что порой мы и не догадываемся об этом. Для нас все ясно, когда мы слышим: белая ворона, черный юмор, голубая мечта, мышь серая, тоска зеленая. Свое эмоциональное состояние мы описываем при помощи цвета, когда говорим: почернел от горя, покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха.
Первый, кто создал стройную систему цветов, был Леонардо да Винчи. Он выделил шесть основных цветов: белый, желтый, зеленый, синий, красный, черный. Леонардо выделил два аспекта цвета: художественный и физический. Гете выработал свою концепцию света: все темные цвета успокаивают, светлые возбуждают. Ньютон разложил белый солнечный цвет на цветовой спектр с помощью призмы. Через узкую щель солнечный свет падал на трехгранную призму, преломлялся и проецировался на экран, на котором возникало изображение цветового спектра в виде непрерывной полосы. Она начиналась с красного цвета, далее шел оранжевый, затем желтый, зеленый, синий и фиолетовый. А Юнг установил, что шесть цветов спектра можно свести к трем основным: зеленому, красному и синему.
Цвет и мода, цвет и маркетинг, цвет и психодиагностика, цвет и стресс, цвет и символизм, цвет и медицина — этот ряд можно продолжить, и понятно, почему столь популярны исследования в области цвета у психологов. Ученые на основании любви к конкретному цвету определяют характер человека, его склонности, склад его ума, психики и даже состояние здоровья. Каждый человек отдает предпочтение какому-то одному цвету, чаще двум-трем. Любимый цвет многое может рассказать о нашем характере и эмоциональном складе.
Каждый, кто мало-мальски знаком с творчеством и жизнью Джексона, знает, что чаще всего он одет в одежду красного, синего и черного цветов. Причем, эта симпатия идет с юности и в общем-то не меняется до последних дней. Постараемся разобраться, с чем ассоциируются у нас эти цвета и что означают подобные цветовые предпочтения.
Начнем с красного, потому что Джексона можно смело назвать фанатом этого цвета. Он не изменил ему даже в пятьдесят. Красный нравится многим, причем обычно в молодом возрасте, и мужчинам больше, чем женщинам.
Длина волны красного - самая большая, поэтому его влияние максимально. Возбуждающий, согревающий, активный и энергичный, красный проникает и активизирует все функции организма. Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем, поэтому соответственно с жизнью и страстью. Его символические значения очень многообразны и противоречивы. Соответственно, и люди, предпочитающие этот цвет, тоже очень противоречивы.
Красный цвет считается мужским цветом, символизируя энергию ян. Это мужское, господствующее и царственное начало. Красный во всех культурах являлся прежде всего цветом чувственности, архетипического соблазнения женщины, цветом силы и жажды жизни. Это непреодолимое желание добиться успеха, воля к победе, все формы жизненной силы, начиная от половой активности до революционного преобразования общества.
Красный предпочитают влюбчивые и сексуальные люди. Они всегда добиваются того, чего хотят. Они хотят быть первыми, страстно любят, страстно ненавидят и страстно верят. Таким людям трудно быть объективными, признать свои слабые стороны. Они практичны и не любят ходить вокруг да около, никогда не уговаривают – приходят и берут. Любителя красного надо постоянного убеждать, что он первый, если нет, то он все разрушит, не думая о жертвах. Положительные характеристики красного – лидерство, упорство, созидание, настойчивость. Негативные – похоть, нетерпимость, разрушение и упрямство.
Как ни удивительно, это похоже на Джексона.
Красный, с его способностью повышать давление, бодрить, возбуждать, активизировать все силы организма, может и утомить. Поэтому не удивительно, что Майкл обращается очень часто к синему. Находясь на другом конце спектральной ленты, синий является умиротворяющим и упокаивающим цветом. Но Джексон, однако, не выбирает самый тормозящий фиолетовый, поэтому интересно, каковы любители синего.
Синий и голубой цвета еще в древние времена были осмыслены, как знаки непостижимых божественных тайн, как символы трансцендентного мира. Синий начинает свой ассоциативный ряд от восприятия цвета неба. Отсюда — наименьшая материальность и «чувственность» этого цвета, его сильное духовное очарование. В синий цвет одеты обычно маги и волшебники. У этого цвета “нет дна”, он никогда не кончается, он затягивает в себя и опьяняет. Он создает предпосылку для глубокого размышления над жизнью, зовет к нахождению истины. Вызывает не чувственные, а духовные впечатления.
Люди в синем обладают твердыми убеждениями, тонким умом, имеют тенденцию к самовозвеличиванию, но терпеливы и сдержаны, сентиментальны и преданны. Выбирают синий цвет те, кто устал от напряжения, они стремятся к спокойствию и предпочитают быть окруженными вниманием и лаской, им присуще чувство самоотдачи вплоть до фанатизма. Они противоречивы: смелы там, где не уверены; терпеливы, даже если не могут больше терпеть. Добиваются признания, прилагая большие усилия. Положительное в синем - это постоянство, упорство, сила духа, самоотверженность. Негативное – идеализм, подчиненность, фанатизм.
Кстати, синий цвет считается цветом королевской власти и благородного происхождения. Может поэтому, он так нравился Джексону? Все же королевский статус прилепился к нему намертво.
Обычно тем, кому нравится синий, нравится и голубой, стоящий с синим в одном ряду духовности и глубокого внутреннего мира, ведь он успокаивает, умиротворяет, нормализует давление и умеряет сердцебиение.
Голубой – цвет беспечности, мечтаний и грез, символ непостижимого и чудесного. Он слабонасыщенный, легкий, воздушный, прохладный, слегка пассивный. Голубой характеризует интровертов, для которых внутренний мир чувств и переживаний значит много больше, чем что-либо во внешнем мире. Поэтому это цвет творцов, поэтов, художников, писателей, музыкантов — всех тех, кто любит мир идеальный, а не материальный.
Люди в голубом всегда готовы помочь другим, но часто замыкаются в мире своих желаний и грез. Любители голубого цвета всегда требуют для себя чего-то особенного и работают над созданием чего-нибудь оригинального, которое удивит и будет признано. Свою душу открывают немногим. Особенность любителей голубого – это способность постигать сущность вещей и понятий. Это цвет философов.
С молодых лет Джексон тяготеет к черному. И с каждым годом эта тяга становится все сильнее и заметнее. Черный носят многие. Как и белый, то есть ахроматичекий цвет, черный всегда присутствует в гардеробе каждого, ведь он сочетается с любым другим цветом. Но у Джексона это слишком демонстративно, чтобы быть просто одним из цветов его гадероба. Что же означает черный?
Якоб Беме утверждал: «Черный цвет не принадлежит к числу цветов. Он — мистерия. Таинство, которое невозможно понять». Самый противоречивый цвет. И это так. С ним связывают все мрачное, трагичное, непонятное и все же он притягивает своей строгостью и таинственностью. Первое, что приходит на ум в связи с черным – это смерть и зловещие персонажи, всегда одетые в черное. С этих позиций можно легко понять, почему психология цвета утверждает, что лица в черном находятся в оппозиции к обществу и демонстрируют четкую позицию протеста. Это нигилисты и анархисты XIX века. Это и фашисты 10-х , и битники 50-х, и рокеры 80-х, и бандиты 90-х годов XX века. С другой стороны, выбор черного может говорить о том, что человек хочет убежать от окружающих, закрыться. Это тяга к разрушительности и подавлению. Предпочтение черного в одежде –это нехватка или отсутствие в жизни чего-то очень важного – человек закрывается этим цветом.
Одновременно с этим черный – это всегда сила, власть, мощность, богатство, глубина, раскаяние и воздержание. Черный стремится любыми средствами удержать свою власть, использует силу как проявление слабости и эгоизма. Тотальные любители черного нередко имеют способности к предвидению. Существует связь между черным цветом и сексуальной привлекательностью. Любовная страсть покрыта темнотой и тайной, стало быть, черное может символизировать нечто сокровенное и страстно желанное. В наше время критерии кардинально изменились и черный цвет, перестав нести зловещее и мрачное, стал символом утонченности и элегантности, его используют для придания строгости, стройности и загадочности.
Выбор Джексоном цветов очень показателен. Мало того, что черный, красный и синий - это самые противоречивые цвета, к ним тяготеют такие же противоречивые натуры, а все мы знаем, что Джексон именно этим нас всех и покоряет. Так набор этих цветов интересен еще и по другой причине. Если заглянем в книги по рекламе и маркетингу, там прочтем: синий, золотой, белый, черный, красный — цвета, которые можно использовать для отождествления товара с элитным сегментом, поскольку это — «дорогие» цвета, испокон веков отождествляющиеся с элитой общества. Интересно, он выбрал эти цвета интуитивно или все же с сознанием дела? Ведь Джексон – это и вправду элитный и эксклюзивный бренд.
Напомню, что писала qwerty в теме Гений пиара (пост №1): Одна из «составляющих» его успеха – элитарность. Не в том смысле, что он был на вершине индустрии (хотя и это тоже), а в том, что он сознательно позиционировал себя, как элитный медиапродукт для каждого из нас!!! Именно поэтому, обладателей Грэмми и хороших музыкантов много, а Майкл Джексон такой один. В этом весь парадокс. Белые, черные, дети, взрослые, мусульмане, протестанты, православные, принцессы и дворники – все имели возможность стать на время частью по-настоящему грандиозной, нереальной, космической, очень дорогой, сверкающей и такой красивой планеты по имени MJ. Исключительность и некоторая дистанцированность (не путать с холодностью и наплевательским отношением артистов к фанам) от публики – то, что, с одной стороны, помогло сделать многомиллиардный брэнд Майкла Джексона, а, с другой стороны, очень тяготило его в повседневной жизни. Я думаю, отчасти в его недоступности кроется такая реакция обычных людей при личной встрече: ступор, а потом слезы и буря эмоций. Всегда хочется иметь то, что труднодоступно, прочитать то, что запрещено, откусить кусочек от того яблока, которое строго-настрого нельзя трогать, зайти туда, куда не пускают. В этом человеческая сущность. Майкл это дело просёк очень рано.
На элитарность намекает и цветовая гамма его одежд. Посмотрите на самые элитные духи, сигареты, алкоголь. Шампанское Вдова Клико и Дом Периньон, коньяк Наполеон и Martell , виски Johnny Walker и Black Label, сигареты Давидофф и Сенатор, Вог и Парламент, духи Кельвин Кляйн, Диор, Живанши и Шанель – все их элитные товары всегда в черном, синем и красном. Я уж не говорю о красном Феррари и черном Ролс-ройсе. Но самым шиком считается сочетание черного с золотым. Это делается для того, чтобы сконцентрировать внимание потребителя не на упаковке, а на самом продукте, показать его значимость и престижность.
Поэтому черного в гардеробе Джексона много, а в последние годы – просто невозможно много. Этим нам дается сигнал: перед нами дорогой, эксклюзивный, таинственный, сексуальный, благородный, аристократичный и элитный продукт (прости меня, Майкл). Все строго, выверено, дорого, элегантно. Придраться не к чему.
А уж золото на черном – это любимая фишка в выходных нарядах Джексона. Золото с древнейших времен — богатство, а, следовательно, власть и укрепляющая ее вера. Золото надеть на себя и не выглядеть пошло могут позволить только избранные (вспомните костюмы в турах Dangerous и History). И золото на его костюмах закрепляет в наших мозгах эту избранность. Тут чистейшей воды презентация шика и класса.
Названия парфюма, который предпочитал Джексон:
Obsession for Men (Calvin Klein) - Joop (Wolfgang Joop) - Giorgio Beverly Hills - Dune for Men (Dior) - Hugo Boss Elements - Very Valentino (Valentino) - Shalimar (Guerlain) - Orange Spice (Creed) - Allure Homme (Chanel) – Missouri.
Как выглядят эти флаконы и упаковки. Смотрите и убедитесь: все, что он любил, принадлежало к элитному ряду. Все те же черный, белый, синий и золотой.
В этой же связи можно пару слов сказать о белом цвете. У Джексона в гардеробе он присутствует ровно столько, сколько у каждого из нас. Белый цвет – ахроматический, поэтому он дополняет другие цвета в одежде. Белая рубашка, блузка, майка – такие вещи являются обязательной частью любого платяного шкафа. Но вот тотальная белая одежда – это уже редкий случай. Чаще всего мы надеваем все белое в презентативных целях. Модельеры и психологи утверждают: хочешь, чтобы все на тебя обратили внимание - будь в белом.
Именно с такой целью и был создан костюм Майкла для концерта 30th Аnniversary. Конечно, белый. Майкл должен был притягивать все взоры и выделяться на сцене среди других артистов. И именно поэтому Джермейн вопреки задумкам модельеров тоже надевает белый костюм. Тоже хотелось внимания, не хотел затеряться среди братьев (см. пост Untouchable №17). Вспомните появление всей семьи Джексонов в белом во время суда – это не только заявка на невиновность и чистоту, но и гарантия, что это появление не пройдет незамеченным. Тотальный белый – это стопроцентное попадание в центр внимания.
Еще один примерчик, когда белый одевался с целью привлечения к себе всеобщего внимания. Тут еще и обоюдная договоренность с Мадонной. В этом публичном появлении вдвоем им внимание нужно было, как воздух. И посмотрите - они оба в белом. Результат достигнут: все взоры были привлечены к ним в тот вечер. Против науки не пойдешь.
Углубившись в цветовую тему, еще раз убедилась, что в жизни Джексона ничего не было случайного. Выбор цвета – это всегда психологические, ментальные и культурные характеристики человека. Начавшись стихийно, (потому что вряд ли ребенок в 12 лет мог понимать что-то об элитности красного цвета), отражая психологические особенности, его цветовые пристрастия в конечном счете привели к образу очень дорогого, эксклюзивного и шикарного артиста и мужчины.
Статью написала beatitbeatit.Спасибо!